На заседании Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 13 июля 2016 года утверждены основные направления стратегического развития Российской Федерации до 2018 года и на период до 2025 года, работа по которым должна быть организована, в том числе, в субъектах Российской Федерации (решение заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам «О взаимодействии с субъектами Федерации при реализации приоритетных проектов по основным направлениям стратегического развития»).
В перечень таких направлений входит реформирование контрольно-надзорной деятельности, включающее 8 направлений (протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 19.10.2016 № 8).
На заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 декабря 2016 года утвержден паспорт соответствующей программы.
Оптимизация контрольно-надзорной деятельности является приоритетным направлением улучшения инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации и подразумевает достижение целевой модели организации контрольно-надзорной деятельности в Ростовской области.
В целях исполнения поручения Президента России по внедрению целевой модели организации контрольно-надзорной деятельности в Ростовской области министерством экономического развития Ростовской области разработана и утверждена 22 февраля 2017 года Губернатором Ростовской области В.Ю. Голубевым «Дорожная карта» мероприятий по достижению показателей, установленных в целевой модели «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в Ростовской области».
16 октября 2018 «Дорожная карта» актуализирована с учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.06.2018 № 1206-р.
В Ростовской области актуализирован перечень видов регионального государственного контроля (надзора) и органов исполнительной власти Ростовской области, уполномоченных на их осуществление, который включает 18 видов контроля, реализуемых 14 органами контроля.
Органами контроля проводится масштабная работа по переформатированию своей деятельности, а именно:
- приняты положения о видах регионального государственного контроля (надзора) и утверждены административные регламенты;
- утверждены и размещены на официальных сайтах органов контроля обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального контроля, и перечни нормативных правовых актов, содержащих указанные требования:
- региональный государственный жилищный надзор;
- лицензионный контроль за предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами;
- региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- региональный государственный надзор в области защиты и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера;
- контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в Ростовской области;
- региональный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия;
- региональный государственный экологический надзор;
- региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Ростовской области;
- региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания граждан в Ростовской области;
- региональный государственный контроль за соблюдением организациями отдыха детей и их оздоровления законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей на территории Ростовской области;
- региональный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства;
- контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных жилых домов и (или) иных объектов недвижимости;
- региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), в т.ч. государственный контроль за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств;
- надзор и контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов;
- региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники на территории Ростовской области;
- региональный государственный ветеринарный надзор.
- разработаны и внедрены методики оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности. Указанные методики в 2018 году дополнены положениями о порядке контроля за достижением показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, обеспечения доступности показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и стимулировании сотрудников органов контроля;
- разработаны проверочные листы (списки контрольных вопросов) при проведении плановых проверок по осуществляемому виду надзора. В 2018 году обеспечено практическое применение данных документов в ходе контрольно-надзорных мероприятий.
Важным направлением также является работа по профилактике нарушений. Правительством Ростовской области внедрена практика проведения публичных обсуждений результатов контрольно-надзорной деятельности с участием бизнеса, а также федеральных и региональных органов власти. Кроме того, обеспечено ежегодное утверждение и реализация органами государственного регионального контроля (надзора) ведомственных программ профилактических мероприятий.
С целью внедрения системы рисков при организации проверок Правительством Ростовской области принято постановление от 17.10.2018 № 659 «Об утверждении Перечня видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход».
Указанный перечень включает в себя 9 видов контроля, в отношении которых с 2019 года плановые проверки будут проводиться на основании риск-ориентированного подхода.
9 приоритетных видов контроля:
1. Лицензионный контроль за предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами.
2. Региональный государственный ветеринарный надзор.
3. Региональный государственный жилищный надзор.
4. Региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), в том числе контроль за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств.
5. Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
6. Региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера.
7. Региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Ростовской области.
8. Региональный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.
9. Региональный государственный экологический надзор.