Пояснительная записка «Об исполнении областного бюджета за 2004 год» и информация об исполнении консолидированного бюджета Ростовской области за 2004 год
Исполнение бюджета осуществлялось на основе Областного закона от
25.12.2003 года № 62-ЗС «Об областном бюджете на 2004 год», Областного закона
от 02.11.2001 № 186-ЗС «О некоторых вопросах налогообложения», Областного закона от 23.09.2002 № 272-ЗС «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области на 2003 год» с учетом изменений и дополнений, а также в соответствии с федеральными и областными нормативными правовыми актами, регламентирующими бюджетный процесс.
Основные направления налоговой политики и в области бюджетных расходов в 2004 году осуществлялись в соответствии с основными задачами и ориентирами, определенными Концепцией бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2004 год. Это – дальнейшее развитие налогового потенциала области на основе экономического роста, мобилизация собственных доходов, концентрация средств на социально-значимых полномочиях региональной власти, определение приоритетов программно-целевых расходов, повышение эффективности расходов.
Выполнение этих задач обусловило:
-
дальнейшее развитие налогового потенциала области, консолидацию в бюджет средств учреждений от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
-
концентрацию бюджетных ресурсов на решении приоритетных задач развития области при обеспечении текущих нужд на основе нормативных бюджетных расходов и принятие мер по погашению долгов перед населением;
-
первоочередное финансирование социально-культурных учреждений области, направление расходов на социальную поддержку малообеспеченных слоев населения, а также таких его категорий как, инвалиды, ветераны, дети сироты, многодетные семьи;
-
проведение государственных и муниципальных закупок на основе конкурсного отбора поставщиков и подрядчиков;
-
завершение перевода бюджетов муниципальных образований области на кассовое обслуживание через лицевые счета в органах федерального казначейства.
Исполнение консолидированного бюджета Ростовской области за 2004 год составило: по доходам 36,1 млрд. рублей и по расходам – 35,3 млрд. рублей, что на 18 процентов или 5,5 млрд. рублей превысило аналогичный показатель 2003 года по доходам и на 17 процентов или 5,1 млрд. рублей – по расходам.
Областной бюджет в составе консолидированного бюджета исполнен по доходам в сумме 26,6 млрд. рублей и расходам 25,5 млрд. рублей. Фактически сложившийся профицит составил 1,1 млрд. рублей.
С учетом фактически сложившегося показателя инфляции (декабрь 2004 года к декабрю 2003 года - 112,1 процента) доходы и расходы консолидированного бюджета в сопоставимых ценах приросли по сравнению с прошлым годом на 5,3 и 4,4 процента соответственно.
Государственный долг Ростовской области по состоянию на 1 января 2005 года составил 1,4 млрд. рублей. Его объем составляет 8,1 процента к доходам областного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета, что существенно ниже законодательно установленной предельной нормы 100,0 процентов.
Среднедушевой бюджетный доход на жителя области составил 8,3 тыс. рублей, в сравнении с 2003 годом данный показатель увеличился на 1,4 тыс. рублей (6,9 тыс. рублей).
Бюджет области имеет ярко выраженную социальную направленность, удельный вес расходов на отрасли социальной сферы – 58,6 %, что выше среднероссийского показателя – 46,4 % и показателей соседних регионов.
По итогам 2004 года бюджет Ростовской области один из двух регионов в России не имеет просроченной задолженности перед населением и бюджетополучателями.
Основные показатели консолидированного бюджета области за 2004 год характеризуются следующими данными:
(млн. рублей)
Наименование
|
Исполнение
за 2003 год
|
Исполнение
за 2004 год
|
Темп роста, в процентах
|
Доходы, всего
|
30 563,7
|
36 073,2
|
118,0
|
в том числе:
|
.
|
.
|
.
|
Налоговые и неналоговые доходы
|
20 988,1
|
26 104,9
|
124,4
|
Безвозмездные перечисления
|
9 575,6
|
8 849,6
|
92,4
|
из них:
|
|
|
|
Дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности
|
5 140,4
|
5 461,9
|
106,3
|
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
|
-
|
1 118,6
|
-
|
Расходы, всего
|
30 218,8
|
35 346,6
|
117,0
|
в том числе:
|
|
|
|
Процентные расходы
|
98,6
|
68,1
|
69,1
|
Непроцентные расходы
|
30 120,2
|
35 278,5
|
117,1
|
Профицит
|
344,9
|
726,6
|
-
|
Основными доходными источниками консолидированного бюджета области по итогам 2004 года, как и прежде, являлись собственные (налоговые и неналоговые) доходы. Их объем составил 26,1 млрд. руб. или 72,4 % к общим доходам с приростом по сравнению с уровнем 2003 г. на четверть.
Бюджетная политика, проводимая в отчетном году в области расходов, была направлена на финансовое обеспечение социальных и экономических задач области. Приоритетным являлось обеспечение базовых бюджетных услуг, прежде всего, в отраслях социальной сферы и ЖКХ.
Прирост фактических расходов по этим разделам бюджета в сравнении с 2003 годом составил:
-
образование – 2 172,7 млн. рублей или в 1,3 раза;
-
здравоохранение и физическая культура – 1 217,6 млн. рублей или в 1,3 раза;
-
культура, искусство и кинематография – 209,7 млн. рублей или в 1,3 раза;
-
жилищно-коммунальное хозяйство – 521,9 млн. рублей или в 1,2 раза.
Принятые в течение двух последних лет областными органами власти меры по централизации на уровне областного бюджета отдельных расходных полномочий (оказание помощи социально незащищенной категории граждан, обязательное медицинское страхование неработающего населения, обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования) позволили своевременно и в полном объеме обеспечивать эти государственные гарантии населению.
На предоставление законодательно установленных льгот и компенсаций отдельным категориям граждан из бюджета области выделено 3,4 млрд. рублей, в том числе за счет собственных средств – 1,7 млрд. рублей, за счет федерального бюджета – 1,7 млрд. рублей.
Общий объем оказанной из областного бюджета финансовой помощи бюджетам муниципальных образований за год составил 13 437,9 млн. рублей или 119,5 процента к аналогичному показателю 2003 года. Ее удельный вес в расходах областного бюджета составил 52,6 процента.
Доходы бюджетов муниципальных образований в целом исполнены на 99,2 процента к уточненному плану, расходы – на 97,3 процента.
Наибольший удельный вес в общем объеме расходов местных бюджетов составили следующие направления:
-
образование – 32,6 процента;
-
социальная политика – 16,8 процента;
-
жилищно-коммунальное хозяйство – 16,2 процента;
-
здравоохранение, физическая культура и спорт – 12,8 процента.
Общий объем расходов местных бюджетов составил 112,1 процента к аналогичному показателю 2003 года.
Администрациями муниципальных образований приняты определенные меры по наращиванию собственных доходных источников. Их объем – 1 470,6 млн. рублей, в том числе: дополнительно к расчетным цифрам налоговых и неналоговых доходов (без учета целевых), учтенным при определении межбюджетных отношений, в местные бюджеты мобилизовано 460,1 млн. рублей (105,6 процента); доходы от продажи муниципального имущества составили 514,1 млн. рублей.
Принятые в течение года Администрацией области совместные с территориями беспрецедентные меры позволили ликвидировать в полном объеме просроченные долги всех местных бюджетов, которые на 1 января 2004 года составляли более 1 млрд. рублей. По областному бюджету таких долгов нет на протяжении ряда лет.
Во многом этому способствовала существенная финансовая поддержка территорий из областного бюджета, а также «переориентирование» местных доходов, в рамках проводимой минфином экспертизы, на погашение кредиторской задолженности.
В отчетном году из областного бюджета 12-ти муниципальным образованиям для обеспечения финансирования первоочередных социально-значимых расходов были выделены дотации на стабилизацию доходной базы в общей сумме 250,0 млн. рублей. Наряду с этим, им выделены дополнительные средства на финансирование адресных жилищных субсидий – 165,4 млн. рублей, на возмещение расходов местных бюджетов по оплате жилищно-коммунальных льгот отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности – 28,0 млн. рублей.
Кроме того, в декабре 2004 г. муниципальным образованиям было направлено 127,0 млн. руб. на досрочную выплату зарплаты за вторую половину декабря отдельным категориям муниципальных «бюджетников», финансирование которых с 1 января т.г. осуществляется из областного бюджета.
Значительные усилия по ликвидации долгов местных бюджетов были приняты и муниципальными образованиями. Дополнительное финансирование из местных бюджетов федеральных льгот и компенсаций гражданам составило 126,0 млн. рублей. На погашение долгов по убыткам предприятий ЖКХ, не покрываемым платежами населения, адресным жилищным субсидиям и коммунальным услугам бюджетных учреждений направлено – 102,0 млн. рублей.
За счет совместной с муниципальными образованиями работы по совершенствованию бюджетного процесса впервые обеспечено принятие всех местных бюджетов на 2005 год до начала финансового года.
Завершен перевод бюджетов муниципальных образований области на кассовое обслуживание через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства. С 1 января 2004 года все средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, подконтрольны и учитываются в доходах бюджета. Это – 1 119,2 тыс. рублей. Создан реестр получателей средств областного бюджета, который обеспечивает подконтрольность открытия бюджетным учреждениям счетов.
Годовой отчет об исполнении консолидированного бюджета Ростовской области за 2004 год рассмотрен Министерством финансов Российской Федерации и принят Федеральным казначейством России, при этом разногласий не установлено.
Федеральное казначейство уведомило Администрацию области о том, что годовая бухгалтерская отчетность по исполнению консолидированного бюджета Ростовской области за 2004 год представлена в установленные сроки. В отчетности выполнены контрольные соотношения, установленные приказом Министерства финансов Российской Федерации № 136н от 31 декабря 2004 г. «О продлении на 2005 год срока действия Инструкции о порядке составления и предоставления годового бухгалтерского отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации за 2000 год, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 марта 2001 г. №23н».
II.
Исполнение бюджета по доходам
III.
Исполнение бюджета по расходам
IV.
Профицит бюджета
Приложения :
Приложение 1.
Справка об исполнении консолидированного бюджета области за 2004 год.
Приложение 2.
Справка об исполнении областного бюджета за 2004 год.
Приложение 3.
Справка об исполнении местных бюджетов за 2004 год.
Приложение 4.
Информация о перечислении финансовой помощи местным бюджетам за 2004 год.
Приложение 5.
Анализ экономической структуры расходов консолидированного бюджета.
Приложение 6.
Анализ экономической структуры расходов областного бюджета.
Приложение 7.
Информация об исполнении областного бюджета по ведомственной структуре.
__________________________________
<<<<
Повестка дня заседания 16.05.05
<<<<
Решение коллегии от 16.05.05 № 51