22 февраля 2017 г.
Заседание Правительства Ростовской области
Доклад заместителя губернатора Ростовской области С.Б.Бондарева
Уважаемый Василий Юрьевич!
Уважаемые коллеги!
В своем докладе я более подробно остановлюсь на тех основных направлениях социальной сферы, которые в первую очередь определяют социальное самочувствие жителей Ростовской области.
Индикаторами социального благополучия традиционно являются уровень жизни, обусловленный показателями среднедушевого дохода и прожиточного минимума, а также качество жизни - состояние здоровья и санитарного благополучия, возможность получения обязательной медицинской помощи и обеспечение социальной защищенности.
2016 год характеризовался в целом ростом денежных доходов населения Ростовской области. В январе-декабре 2016 года они выросли на 2,9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Это более 26,0 тыс. рублей в среднем на душу населения (рост по России – предварительно 1,1%).
Снижается доля бедного населения области. По итогам 9 месяцев 2016 года доля бедного населения составила 15,7% от общей численности населения (или 663,2 тыс. человек) и снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,5 % или на 67,7 тыс. человек (I квартал 2016 года - 20,3% или 859,4 тыс. человек, I полугодие 2016 года - 17,1% или 722,9 тыс. человек).
Важнейшим условием повышения уровня жизни является занятость населения. Позитивное развитие основных отраслей экономики области в 2016 году способствовало росту потребности донских предприятий в рабочей силе.
Количество вакансий, заявленных в службу занятости населения, увеличилось на 35% по сравнению с 2015 годом (с 152 351 до 205 873 единиц). Это позволило через службу занятости обеспечить работой более 115 тыс. человек, что почти на 17% больше запланированного (99 тыс. человек) и на 7,9% больше, чем в 2015 году (107 тыс. человек).
Обеспечение предприятий Дона кадрами осуществлялось, в том числе, за счет переселившихся в Ростовскую область более 2 –х тысяч соотечественников, проживающих за рубежом. 84% из них (1192 человека) трудоустроены по специальностям, наиболее востребованным в регионе.
В результате уровень общей безработицы удалось снизить с 6,1% до 5,8%. Такого низкого уровня безработицы в регионе не наблюдалось более 20 лет - с 1993 года (5,6%).
Уровень регистрируемой безработицы удалось снизить или сохранить на прежнем уровне в 47-ми муниципальных образованиях области, и на конец года этот показатель в целом по области составил 0,8%, что ниже, чем в 2015 году (0,9%).
По уровню регистрируемой безработицы Ростовская область сохранила 6-е рейтинговое место среди субъектов России.
Сохраняется положительная динамика роста заработной платы. По предварительным данным среднемесячная заработная плата в 2016 году в целом по области выросла на 7,7%. Это более 26,0 тыс. рублей (на уровне Российской Федерации).
Жители области рассчитывают на государственную поддержку в создании достойных условий труда.
Реализуется областная Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников государственных учреждений.
В 2016 году разработаны примерные положения об оплате труда с учетом отраслевой специфики по видам экономической деятельности. Аналогичная работа проведена в муниципальных образованиях.
Взаимодействие Правительства области и организаций, расположенных на территории региона, осуществляется через гибкую систему социального партнерства. Сегодня в области действует порядка 4 тысяч соглашений всех уровней. Действием коллективных договоров охвачено 600,0 тысяч работающих.
В 2016 году завершилось действие Областного трехстороннего соглашения между Правительством, Федерацией профсоюзов и Союзом работодателей на 2014-2016 годы. На 1 января 2017 года к нему присоединилось 14,5 тыс. действующих организаций, а это 72,5% от общего количества.
Отмечу, что прошлым Соглашением впервые был принят повышающий коэффициент (1,2) для установления минимального размера оплаты труда в организациях негосударственного сектора экономики. В результате, в Ростовской области минимальный размер оплаты труда за три года реализации Соглашения увеличился с 8,9 до 11,6 тыс. рублей, тогда как федеральный МРОТ возрос лишь с 5,5 до 7,5 тыс. рублей.
В ноябре 2016 года подписано очередное региональное Соглашение на 2017 – 2019 годы. Уже по итогам этого года мы планируем присоединение к новому Соглашению 40% действующих организаций (по итогам 3-х лет – не менее, чем к прошлому Соглашению – 72,5%).
И здесь мы рассчитываем на активную работу всех сторон социального партнерства и муниципальных образований.
Наряду с проводимой работой по повышению оплаты труда и легализации трудовых отношений важным остается создание достойных и безопасных условий труда.
С прошлого года реализуется инициатива министерства труда области «Нулевой травматизм на предприятиях Дона», которая благодаря Вашей поддержке, Василий Юрьевич, получила статус регионального проекта. За год программа утверждена более чем на 30% действующих предприятий региона.
Работа уже дала свои первые результаты. В сравнении с 2015 годом отмечено снижение групповых несчастных случаев на 16,7% и количества погибших на производстве на 9,0%.
Трудоохранная деятельность Ростовской области отмечена Федерацией как одна из лучших в стране и занимает 4 место.
Планы 2017 года – внедрить программу «Нулевой травматизм» не менее чем на 40% предприятий Дона, особое внимание обратив на предприятия малого и среднего бизнеса.
Дополнительным мотиватором к созданию безопасного производства стало учреждение в 2016 году звания «Лучший социально ориентированный работодатель Ростовской области». В наступившем году мы подведем первые итоги и вручим сертификаты, которые дадут возможность бесплатного обучения и участия в семинарах по вопросам охраны труда, будут способствовать формированию имиджа социально-ответственного работодателя.
Для привлечения внимания к вопросам улучшения условий труда и экологической безопасности будет проведен областной конкурс «Лучший специалист по охране труда Ростовской области», который мы приурочили к Году экологии.
Я уверен, что муниципальные образования активно включатся в эту работу.
Заботой государства неизменно является защита социально уязвимых слоев населения.
Система социальной поддержки Ростовской области предполагает ряд компенсационных выплат, социальных пособий, оказание помощи малообеспеченным гражданам, семьям с детьми и инвалидам.
В 2016 году своевременно и в полном объеме обеспечены все социальные гарантии перед одним миллионом четырьмястами тысячами жителей Дона. На эти цели направлен 31 млрд. рублей.
Несколько лет ведется работа по профилактике иждивенчества и стимулирования самостоятельного выхода из кризисной ситуации путем заключения социального контракта. На сегодняшний день заключено 1 156 социальных контрактов с охватом более 5 тыс. жителей региона. Средний размер социального контракта 60,6 тыс. рублей.
В прошлом году введена дополнительная мера социальной поддержки - предоставление компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Правом на предоставление компенсации воспользовались 33 тыс. человек.
885 тыс. человек получили ежемесячную денежную компенсацию по оплате расходов за жилое помещение и коммунальные услуги. С марта 2017 года порядок расчета размеров этой компенсации изменится - размер льготы будет формироваться исходя из объема фактического потребления коммунальных услуг.
Мы продолжим изменения в социальной сфере, чтобы она становилась ближе к людям и к их запросам – это требование времени.
Напомню, что система социальной поддержки в нашей стране формировалась в те годы, кода большая часть населения жила в непростых экономических условиях, потому необходимость в установлении критериев нуждаемости отсутствовала. Мы направляли усилия на снижение социальной напряженности, поддержание уровня жизни населения.
Сегодня ситуация изменилась, возросла разница в доходах, и на повестке дня реализация принципа адресности. Нам предстоит определить критерии нуждаемости. Эта работа очень тонкая, ее последствия могут привести к определенной социальной напряженности. Поэтому она должна проходить открыто, в формате диалога с жителями Дона, общественными организациями и депутатским корпусом.
Прошу глав муниципальных образований также не оставаться в стороне. Уже на стадии обсуждения вы должны видеть риски возникновения социальной напряженности, и принимать меры по ее недопущению.
На особом контроле - социальная поддержка материнства и детства. За последние годы мы существенно модернизировали систему поддержки семей с детьми. Сегодня донским семьям предоставляется 15 видов пособий и выплат, из них 8 региональных.
Это ежемесячные выплаты (в размере от 389 до 8 тыс. рублей):
- на третьего и последующих детей;
- на детей 1-2 года жизни для приобретения молочных продуктов;
- на питание беременным, кормящим матерям и детям в возрасте до 3-х лет.
При рождении тройни предоставляется единовременная выплата - 61 тыс. 291 рубль на каждого ребенка.
По решению Губернатора области еще на два года продлено действие регионального материнского капитала, размер которого составляет 117 тысяч 754 рубля.
Существенной поддержкой семей является компенсация части расходов на приобретение оздоровительной путевки для ребенка.
В 2016 году всеми формами отдыха, оздоровления и занятости охвачено 99,8% от общего числа детей школьного возраста (475 202 чел.), в том числе почти 318 тысяч детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (100% от числа обратившихся).
На эти цели из средств федерального, областного, муниципальных бюджетов, средств родителей и работодателей направлено 2,2 млрд. рублей.
На проведение детской оздоровительной кампании 2017 года в областном бюджете предусмотрено 860,3 млн. руб., что на 6,5% больше, чем в 2016 году.
По итогам 2017 года мы планируем обеспечить охват всеми видами отдыха и оздоровления детей не ниже уровня прошлого года.
Хочу обратить внимание глав муниципальных образований, что с 1 января 2017 года изменилось законодательство по организации детского отдыха, усилены требования к обеспечению комплексной безопасности жизни и здоровья детей. Это вопросы организации безопасной перевозки, качественного питания, противоклещевых обработок и т.д.
Отдельный вопрос - укрепление материально-технической базы оздоровительных лагерей независимо от формы собственности. Если руководители муниципальных образований не возьмут этот вопрос на особый контроль – нашим внукам негде будет отдыхать!
Не менее важное направление деятельности – забота о людях старшего поколения и инвалидах.
Могу с уверенностью сказать, что система пенсионного обеспечения Ростовской области в целом работает без сбоев, с поставленными задачами справляется. Пенсии выплачиваются своевременно и в полном объеме.
С 1 февраля текущего года обеспечена индексация страховых пенсий на 5,4%. Средний размер страховой пенсии по старости составил 12 615 рублей (2016 год – 11 974 руб.).
Фондом социального страхования на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в 2016 году израсходовано 605,3 млн. рублей, что на 17 % больше чем в 2015 году (518 млн. рублей). Выдано более 11 млн. ед. технических средств и протезно-ортопедических изделий (в 2015 году - 9 млн.ед.). Санаторно-курортное лечение получили 5,6 тыс. инвалидов на сумму более 110,6 млн. руб. Обеспечены ежемесячные страховые выплаты лицам, пострадавшим в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, на сумму более 4 млрд. рублей (26872 чел.).
Социальные услуги ежегодно получают более 400 тыс. жителей донского региона. Для этого на территории области действуют 86 областных, 63 муниципальных и 4 некоммерческие организации.
Сегодня возможности действующих учреждений полностью удовлетворяют потребность в надомном обслуживании, стационарном размещении в учреждениях общего типа.
Вместе с тем, я призываю вас, коллеги, активнее внедрять инновационные формы предоставления социальных услуг – мобильные бригады, социальные парикмахерские, ателье, ремонтные мастерские, социальное такси. К примеру, скажу, что работа служб «социального такси» организована только в 7 муниципальных образованиях области: Волгодонск, Каменск-Шахтинский, Багаевский, Егорлыкский, Неклиновский, Пролетарский и Ремонтненский районы.
Надо привлекать к этой работе волонтеров, добровольцев, социально ориентированные некоммерческие организации. Этот вектор развития обозначил Президент страны Владимир Владимирович Путин в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации.
В Ростовской области все условия для этого созданы. Губернатор Василий Юрьевич Голубев поставил задачу - отработать перевод предоставления части социальных услуг на дому в негосударственный сектор в двух пилотных территориях - г. Волгодонск и Октябрьский (с) район. И в последующем распространить наработанный опыт на всю область.
Также мы продолжим совершенствовать работу по межведомственному взаимодействию при предоставлении социальных услуг населению области. Перечень документов, представляемых гражданами, в том числе в МФЦ, постоянно сокращается. Например, для получения льгот по оплате жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг количество предоставляемых гражданами документов сократилось с 7 в 2011 году до 3.
Еще одно направление нашей работы - создание инфраструктуры, ликвидирующей барьеры между инвалидами и здоровыми людьми.
В регионе проживает 357,5 тыс. инвалидов. Шестой год реализуется госпрограмма «Доступная среда», в рамках которой уже адаптировано 1355 объектов социальной инфраструктуры или 58,5% от числа объектов, прошедших паспортизацию (в 2013 году прошли паспортизацию 2315 объектов).
Обеспечена информационная доступность для инвалидов отдельных телеканалов и интернет-порталов.
В 2016 году в г. Ростове-на-Дону реализован первый этап установки системы «Говорящий город» для инвалидов по зрению.
Комплексный подход в создании безбарьерной среды обеспечили 18 муниципалитетов. Активно проводилась работа в Волгодонске, Зимовниковском, Кагальницком, Милютинском, Мясниковском, Обливском, Пролетарском (с), Сальском, Семикаракорском районах.
Финансирование данных мероприятий в отчетном году составило 92,7 млн. рублей, в том числе привлечено 65 млн.рублей федерального бюджета.
Всего с начала действия программы (2011 год) на эти цели направлено 966,8 млн. рублей.
В 2017 году эта работа будет продолжена. Запланирована адаптация 45 объектов областной и муниципальной собственности, внедрение второго этапа системы «Говорящий город». Комплексный подход в создании безбарьерной среды социальных объектов будет обеспечен 21 муниципальным образованием.
Ростовской области на эти цели выделена субсидия федерального бюджета в сумме 72,7 млн. рублей.
Кроме этого, перед нами стоит серьезная задача - обследовать жилые помещения, в которых проживают инвалиды.
В муниципальных образованиях созданы специальные комиссии. В течение года предстоит провести детальный анализ жилых помещений, в том числе в многоквартирных домах, и определить возможность их приспособления с учетом потребностей инвалидов, рассчитать потребность и проработать способы адаптации этих объектов.
Все вышеперечисленные меры должны позволить людям с ограниченными возможностями стать активными членами общества и наравне с другими участвовать в социально-экономическом развитии региона.
Уважаемые коллеги!
В непростых экономических условиях нам удалось обеспечить повышение качества и доступности медицинских услуг населению нашей области, сохранить здоровье жителей Дона.
Во многом это стало возможным благодаря системной работе по диспансеризации населения, что сегодня является одной из стратегических государственных задач в сфере здравоохранения.
В 2016 году мы выполнили план диспансеризации взрослого населения на 100,6 % - это более полумиллиона человек. В 2017 году запланировано охватить диспансеризацией на 20 тыс. человек больше (520,0 тыс. человек).
Выполнен план по профилактическим осмотрам несовершеннолетних – это более 550 тыс. детей. Кроме того 15,6 тыс. детей-сирот и детей, взятых под опеку, прошли очередную ежегодную диспансеризацию.
В результате этой работы жители нашей области имели возможность получить своевременную медицинскую помощь и как следствие - продолжительность жизни в Ростовской области остается выше среднероссийской - 71 год и 9 месяцев (РФ - 71 год и 3 месяца).
Это направление мы будем продолжать. Необходимо обеспечить доступность бесплатной диспансеризации для каждого жителя нашей области, ведь еще Гиппократ сказал: «Болезнь легче предупредить, чем лечить».
В отчетном году выполнены все обязательства по гарантированному оказанию медицинской помощи и льготному лекарственному обеспечению перед жителями Ростовской области.
На это израсходованы средства Территориальной программы государственных гарантий в сумме 42,3 млрд. рублей.
Стоимость Территориальной программы госгарантий на 2017 год увеличена на 1,4 млрд. рублей и составляет 45,8 млрд. рублей, в том числе за счет консолидированного бюджета Ростовской области – почти 8 млрд. рублей.
Отдельно отмечу, что на текущий год заложен ускоренный рост финансирования высокотехнологичной медицинской помощи – на 40%, что очень важно для развития здравоохранения области.
В 2016 году высокотехнологичную помощь получили 19,5 тыс. человек. Этот вид медицинской помощи оказывали 20 медицинских организаций с объёмом финансирования по ОМС 1,2 млрд. рублей.
В 2017 году количество учреждений, оказывающих высокотехнологичную помощь, увеличится на 6 - это медицинские учреждения городов Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Шахты Волгодонска и Белокалитвинского района. Объём финансирования на эти цели возрастет до 1,7 млрд. рублей.
В результате этих и других мер по итогам года удалось снизить показатели смертности по основным заболеваниям.
Несмотря на тот факт, что смертность от сердечно-сосудистых заболеваний стабильно находится на первом месте среди всех причин смертности, в Ростовской области удалось снизить ее по отношению к прошлому году на 0,4% (2016 год - 614,6 случаев на 100 тыс. населения, 2015 год – 617,1 случая на 100 тыс. населения).
Это стало возможным благодаря работе в области 3-х сосудистых первичных отделений.
В 2017 году стоит задача создания еще одного отделения в г. Волгодонске, что позволит оказывать специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь по профилю сердечно-сосудистая хирургия жителям г. Волгодонска и прилегающих восточных районов (всего более 350 тыс. чел.).
Показатель «смертность от туберкулеза» является одним из важных индикаторов социально-экономического благополучия региона.
По итогам 2016 года в области отмечено снижение уровня смертности от туберкулёза на 5,3% (2016 года – 14,3 случая на 100 тыс. населения, 2015 год – 15,1 случая на 100 тыс. населения).
Но задача раннего выявления туберкулеза, в том числе у детей, остается актуальной.
Закупка диагностических препаратов для выявления этого социально опасного заболевания является финансовым обязательством бюджетов муниципальных образований. Однако в большинстве территорий данное направление в 2016 году финансировалось недостаточно: г. Гуково - 49,2%, Миллеровский район - 54,9%, Дубовский район - 72,6%, г. Новошахтинск - 73,6%, Азовский район – 75,2%.г. Батайск - 77,8%, г. Таганрог - 79,2%.
Убедительно прошу глав муниципальных образований с особой ответственностью отнестись к этому вопросу и обеспечить свои медицинские организации препаратами для проведения 100% иммунодиагностики детского населения. Коллеги! Это наше будущее!
Также по сравнению с прошлым годом нам удалось снизить уровень смертности от болезней органов дыхания на 13,8%, органов пищеварения на 0,6%, от внешних причин на 3,3%, в том числе от дорожно-транспортных происшествий на 5,5%.
Показатель младенческой смертности остался на уровне 2015 года (6,6 случаев на 1000 родившихся живыми), вместе с тем в абсолютных цифрах нам удалось спасти на 10 новорождённых больше, чем в прошлом году.
Показатель общей смертности также остался на уровне прошлого года - 13,9 промилле. Хотя мы ставили перед собой задачу снизить его до уровня 13,5 промилле. Число умерших в 2016 году снизилось по сравнению с прошлым годом на 108 человек и составило 58 665 человек (2015 год – 58 773 человека).
Отмечу, что данный показатель является «суммирующим» по основным классам причин смертности, а также напрямую зависит от общей численности населения и уровня рождаемости.
А вы знаете, что по рождаемости ситуация сложилась не так хорошо, как в предыдущие плодотворные годы, когда в год рождалось свыше 51,0 тыс. детей.
Официальные статистические данные мы получим позднее, но уже сегодня прогнозируем снижение рождаемости порядка на 1900 детей (родилось 49 244 чел.) в сравнении с 2015 годом (родилось 51 146 чел.).
Учитывая, что рост рождаемости отмечен только в 11 территориях из 55, намечено усиление работы с муниципалитетами.
Необходим целый комплекс мероприятий – в социальной, экономической сфере, сфере культуры и образования, здравоохранения, занятости, способствующий повышению уровня жизни жителей Ростовской области и стимулирующий рождаемость.
Над этим нам всем вместе предстоит работать постоянно.
На социально-экономическое благополучие общества большое влияние оказывает уровень заболеваемости инфекционными и паразитарными болезнями.
В Ростовской области в 2016 году эти показатели ниже среднероссийских.
Обеспечена эффективная реализация Национального календаря профилактических прививок. Против гриппа привито более 1 миллиона 700 тысяч человек, или 41,7 % от численности населения (при плане – 40 %), что позволило избежать эпидемического распространения гриппа.
Охват прививками детей против инфекций удаётся держать на уровне 95%, что отражается в отсутствии групповой и вспышечной заболеваемости по подавляющему большинству инфекционных заболеваний.
Достигнутые результаты во многом связаны с усовершенствованием существующей трехуровневой модели организации медицинской помощи в Ростовской области.
В отчетном году на развитие инфраструктуры медицинских организаций (капитальный ремонт, закупка оборудования, мебели, транспорт) направлено из областного бюджета 700 с половиной миллионов рублей.
Учреждения здравоохранения области получили более 100 единиц дорогостоящего современного медицинского оборудования, приобретено 77 автомобилей скорой медицинской помощи.
Сохранены все фельдшерско-акушерские пункты (1030) и врачебные амбулатории (184), которые являются главными опорными точками медицинской помощи в сельской местности.
Работа по повышению доступности медицинской помощи жителям села будет продолжена.
На сегодняшний день в области имеется потребность в установке еще 206 единиц модульных ФАПов. Областным бюджетом на 2017-2019 годы предусмотрены средства на закупку и установку 100 модульных ФАПов и 9 модульных врачебных амбулаторий на общую сумму 241 млн. рублей.
Дополнительно в текущем году Губернатором выделено 147 млн. рублей на 61 модульный ФАП, 6 модульных врачебных амбулаторий и 17 машин скорой медицинской помощи.
Но совершенствование и перспективное развитие системы здравоохранения невозможно без необходимой обеспеченности медицинскими кадрами.
Поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, обеспечение притока в учреждения здравоохранения молодых врачей и среднего медицинского персонала – это работа, которая находится на постоянном контроле.
В целях привлечения медицинских специалистов в сельские районы области в 2016 году 111 медицинских работников получили компенсационные выплаты в размере одного миллиона рублей.
За счет средств бюджета области 53 – м медицинским работникам оказана государственная поддержка по улучшению жилищных условий на сумму более 98 млн. руб.
С 2016 года осуществляются единовременные выплаты в размере 500,0 тыс. рублей врачам, прибывшим на работу в медицинские организации «угледобывающих территорий». При ожидаемом трудоустройстве 20 врачей, работать в «шахтерских территориях» изъявили желание 49 специалистов.
В 2017 году еще 20 врачей планируют трудоустроиться в медицинские учреждения этих территорий.
В результате системной работы в этом направлении укомплектованность медицинскими кадрами составила 83%, что на 3% больше 2015 года.
С 2010 года укомплектованность врачами и средними медицинскими работниками выросла на 12,5%:
- врачами с 70,5% до 83%;
- средними медицинскими работниками с 72,5% до 85%.
По итогам 2016 года удалось достичь запланированных показателей заработной платы медицинских работников. На слайде это видно. То есть, майские указы Президента страны выполняются полностью.
Смотри также:
Информация о заседании правительства Ростовской области 22.02.2017